Сознание как субъектность

Так или иначе, сопричастность знанию делает личность сознательной, способной быть знающей, а потому разумной и самодеятельной, способной бытьсубъектом, агентом собственного бытия. Последнее обстоятельство вынужденно побуждает субъекта кинтенциональности, направленности и предпочтениям к отбору и выбору, а также к избеганию. И, кроме того, обязывает ориентироваться в наличных, текущих (изменяющихся, а не инстинктивно-традиционных) обстоятельствах пространства и времени.

24fbb1a2f03dfe89a3a6ac89c635d6c153950394115286[1]

Будучи субъектом, человек вынужден стать центром организации самого себя и окружения. Философы и психологи именуют это качество субъекта — Я или Self (Самость) и указывают на его амбитендентность. То есть, бинарность и двоичность Я по своей основе [1], всегда предполагающей, кроме себя, наличие «другого» «Другим» становится — иной человек, окружающая среда, а также отраженные в собственной психике знания (представления) о самом себе (рефлексия, интроспекция) и т.д.

Иначе говоря, субъектность всегда с кем-то (или чем-то) взаимодействует, обменивается чем-либо, что-либо отдает и что-то присваивает, являясь диалогическим центром сознания; эта бинарность Самости также определяет базовую неравновесностьи подвижность субъекта, его креативность, впрочем, одновременно и слишком далекий уход от реальности, в невроз, психопатию, пограничное состояние и даже психоз. В наиболее разработанной в психологии – психоаналитической концепции Самости (Self) – она иногда представляется как личностное ядро в форме арки (дуги), опирающейся, с одной стороны, на полюс признания (признанного) Я, с другой – на ведущие идеалы Я; внутри арки – созданные напряжением между полюсами наличного и будущего таланты и умения [2].

520[1]

Работа сознания (субъекта, Самости) предполагает наличие «механизмов», «аппаратов» или просто «факторов» собственной реализации.

Согласно [3], к ним относятся, во-первых, функция гнозиса, познания (исследования, анализа, интерпретации, тестирования – как внешней, так и внутренней реальности, а также защиты от нее — при помощи мышления и воображения: кодирования и моделирования реальностей в виде знаков и кодов: чувственных образов, логически «очищенных» понятий в целях сознания), именуемая в общей психологии когнитивной установкой, в психоанализе Эго, действующего на основе т.н. «принципа реальности».

Во-вторых, функция ценности, мотива (эмотивная установка), определяющая значимость предмета взаимодействия и исследования; внутренне связанная как с наработанными Эго в ходе развития необходимыми принципами и целями (психоаналитическое Супер-Эго), так и с бессознательными потребностями, влечениями (инстинктом самосохранения, приемом пищи, эротическими и агрессивными импульсами; т.н. «принципом удовольствия» психоаналитического Ид); функция, в наибольшей степени связанная с эмоциями и переживаниями.

И, наконец, третья опорная инстанция субъекта – прагматическая, связанная с действенной реализацией задач субъекта, в большей степени относящаяся психическим функциям восприятия и ощущения, сенсомоторному аппарату психики, различными формами поведения.

В результате действия перечисленных факторов (или «механизмов») активности сознания (субъекта), субъект приобретает некий багаж своего знания или его со-держание, включающее знания, приобретенные из жизненного опыта – воспитания, обучения, труда, межличностных отношений, схем поведения, мышления, желаний, чувствований, в т.ч., страхов, тревог, болезней и пр., травматических фиксаций; закодированных в знаках, текстах, паттернах действий, представлений, идей, фантазий и пр. нарративов, составляющих некий информативный и смысловой универсум психики и сознания, называемых также в психологических науках «конструктами», в антропологии «картиной мира»(worldview; включая представления о самом субъекте, например, концепт Я, образ Я и т.п.), в феноменологии «жизненным миром» (lebenswelt, life-world).

3-26036_1_6[1]

Многие из артефактов этих конструктов присутствуют в психике скрытно от сознания, иные подвергаются вытеснению в бессознательное, так сознание не хочет их знать и защищается от них. В любом случае, артефакты психики в их сознательных или бессознательных элементах представления и понимания мира и себя, защит от угроз существенно важны для управляющего психикой субъекта, постоянно отвечающего на вызовы внешней и внутренней реальности.

  1. Дубровский Д.И. Проблема идеального // Субъективная реальность. М., 2002.
  2. Кохут Х. Анализ Собственного Я // Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды. М., 2005, с. 346-374.
  3. Дубровский Д.И. Проблема сознания: опыт обзора основных вопросов и теоретических трудностей // Проблема сознания в философии и науке. М., 2009, с. 16-41.

Комментарии: