Психическая травма в контексте трансгуманизма

Ожидание «времени X», точки сингулярности, а также другие определения возможной антропологической, не исключая прочих (например, экологической) катастроф [1, 2] выглядит вполне реалистично в свете трансформаций человеческой психики последнего столетия и, прежде всего, состояний сознания. В данном случае, я имею в виду слова литературного героя – профессора Преображенского из (увы) далеко не фантастической повести М.Булгакова «Собачье сердце»: «Разруха … в головах».

hqdefault[1]

Таким образом, с нашей точки зрения, первый вопрос для нынешнего трансгуманистического проекта «постчеловека» должен быть связан с рефлексией на психотравматические аспекты природы современного человека – с целью их терапирования. Другой — имеет отношение к моделированию и воспроизводству сознания на иных – небелковых – основаниях, а стало быть, требует понимания структуры, границ и потенций сознания как главного, по сути, атрибутивного качества существа, именуемого homo sapiens sapiens (т.е. дважды сапиентального,в отличие от неандертальца). Хотя, последний вопрос,наверное,наиболее важен. Ибо рациональное понимание природы человеческой психики как сложнейшей бесконечно модифицируемой машины, идущее из эпохи Просвещения и лежащее в основе тоталитарных проектов, оказалось несостоятельным. Открытия, сделанные в области глубинной психологии, прежде всего, психоанализа З.Фрейда и его последователей и параллельно философскими школами «философии жизни», неокантианства, феноменологии Гуссерля, экзистенциализма Сартра создали значительную перспективу для подобного рода исследований. А в наши дни – представителями направления аналитической философии; в первую очередь, работами профессора Дубровского.

Проблема. Категория сознания используется в психотерапии в общем смысле как мера нормальности и состоятельности психики. Именно реабилитация (восстановление) сознательной способности пациента к отображению и пониманию собственных проблем, взаимодействия с психотерапевтом, ответственности за себя самого, пребывания в актуальном – здесь и сейчас – «хронотопе» [3]. Другими слова, «расширение» сознания» является сутью психотерапевтического процесса. Вместе с тем, категория сознания, как правило, присутствует в нем имплицитно, «по умолчанию», реально опираясь на достаточно разноречивые психологические версии сознания.

92233051_5023265_Chronos_oeuvre_grand_1_[1]

Другой – также весьма насущный — не только для психотерапии , но всего общества и культуры — феномен наших дней (если не сказать – эксцесс или, как сейчас говорят, action недавно прошедшего, а также наступившего столетия), а, главное, составляющий оппозицию сознательному бытию человечества – психическая травма. Революции, мировые и локальные войны, Холокост и Гулаг, длительные конфликты, террористические акты, техногенные катастрофы, миллионные человеческие жертвы дают все основания говорить о глубинных (т.е. травматических)поражениях психики индивида и целых групп населения, подрывающих способность человека быть реалистически-сознательным. И, в свою очередь, привело к широкому распространению деструктивных форм поведения (социальное и моральное отчуждение, аномии – суицид, насилие, разного рода аддикции) и мышления, в т.ч., неадекватных представлений о мире (иллюзий, фантазий, утопий и т.п.); и, по сути, к значительным трансформациям homo sapiens sapiens. Между тем, данная область нарушений, как правило, понимается в практике исцеления как частное психическое расстройство, т.е. сугубо медикалистски.

Таким образом, имеется практическая необходимость в создании базовой модели понимания этой существенной оппозиции современности.

  1. Дубровский Д.И., Степин В.С., Гребенщиков Е.Г. Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии и трансгуманистическая эволюция // М.: «Издательства МБА», 2013.
  2. Дубровский Д.И. Природа человека, антропологический кризис, кибернетическое бессмертие // там же, с. 237-252.
  3. Бахтин. М.М. Эстетика словесного творчества // М.: 1976, с. 162.

Александр Кантор

КАНТОР Александр Матвеевич (р. 1950) – российский историк, культуролог и психолог. Кандидат исторических наук (1990) в области истории русской средневековой культуры (диссертация защищена в Институте российской истории РАН). Член Всемирного Совета по Психотерапии (WCP,UNESCO); Специалист,тренинг-аналитик,супервизор Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (WCP,Vienna,Austria). Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина (1973), а также факультет культурологии Института Повышения Квалификации МГУ им.М.В.Ломоносова. Обучался на факультете психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (1971-1973), в Институте Психологии им. Л.С.Выготского (1996-1999), Российской Медицинской Академии Последипломного Образования (2000-2005), факультете психологии Южного Федерального Университета (Ростов, 2008-2011). В 1973-1982 - учитель истории и обществоведения, заместитель директора средней школы № 872 (Москва). В 1979-1990 - старший научный сотрудник музея «Коломенское», преподаватель МГУ, инструктор по физкультуре, переводчик и репетитор, экскурсовод по Москве. В 1989-1992 гг. был заведующим кафедрой истории России и руководителем психологического центра в кооперативе «Московский лицей». В 1990 – 2002 гг. - преподаватель Института культурной антропологии Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ), Московского государственного педагогического университета и др. московских, российских и зарубежных вузов. Прочитал более 20 лекционных курсов по истории русской и мировой культуры, а также по психологии и психотерапии. С 1998 г. – доцент Международного Университета в Москве (МУМ). Читал лекции студентам Чикагского Университета (США), а также докторантам Университета Сантьяго-де-Чили (Чили), Университета коммерции и бизнеса в Буэнос-Айресе (Аргентина), а также в Берлине и Грайфсвальде (Германия), Пекине (Китай), Вене (Австрия), Иерусалиме и Назарете (Израиль), Сиднее (Австралия), Дурбане (ЮАР) и др. Также работал сценаристом в студии «Три Тэ» Н.Михалкова. С 1988 г. – сотрудничает с медицинскими и психологическими клиниками и центрами (в т.ч.,Центр медико-социальной реабилитации «Вся нарокология и психиатрия» (в Сокольниках);кафедра вегетологии Медуниверситета имени Н.Пирогова: кафедра усовершенствования по психиатрии Университета Дружбы Народов (РУДН): Содружество психологов и психотерапевтов «Помощь Душе» и др.) Докладчик на многих российских,международных,всемирных конференциях и конгрессах по психотерапии и антропологии. Автор книг «Духовный мир русского горожанина XVII века (1999), «Психоанализ Татарстана» (в соавторстве; 2008), «Основы культурной антропологии» (в печати), ряда брошюр по отечественной истории и культурологии, а также многочисленных научных и публицистических статей по вопросам истории и теории культуры, а также психоистории, психоанализу и психотерапии. Опубликовал около 200 работ. Неоднократно выступал по р/с «Говорит Москва», «Свобода»,телеканалу «Дождь» и зарубежному ТВ. Некоторые из его статей печатались в научных изданиях стран Европы и Америки.

Читайте также: