Травма как момент становления сознания

Несомненна эволюционная связь психической травмы и сознания. В научных концепциях происхождения человека и сознания указание на роль в процессе выживания человека в новой среде (что само по себе травматично, поскольку генетически заданные инстинкты уже не могли обеспечить его существование) – не просто приобретаемых им новых знаний и навыков, но зачатков вынужденной самодеятельности, неизвестной животному миру (производство орудий труда, элементарных моральных норм и т.д.) – давно является общим местом. И, наконец, рождение само по себе является травмой [1], компенсируемая в процессе роста разного рода знаниями и умениями, т.е.собственно сознанием.

Факт связи сознания и травмы представлен и в религиозно-мифологической традицией (например, в Библии). Прародитель человечества Адам благодаря знанию о добре и зле (приобретенном в результате грехопадения) почувствовал стыд за свою наготу и, тем самым, собственную инаковость; за что был изгнан Богом из весьма комфортного местопребывания – райского сада на землю, обречен на ответственность, тяжкий труд и смертность; что, по характеру наказания, равносильно психической (и не только психической) травме. Таким образом, травматичность, как экзистенциальный ужас возможного невыживания также латентно присутствует и практически всегда сопровождает сознание, создавая почву для самотравмирования (что в психоанализе называется «влечением к смерти» [2, 3]).

Tanatos[1]

Двухсторонний характер этих отношений также отмечен в данной традиции; с одной стороны, о важности и необходимости знаний : «…Господь дает мудрость, когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя» (Книга Притчей Соломоновых, 2:6,10,11); с другой — о связи знаний и страха, депрессивных состояний и даже психосоматических проявлений («Начало мудрости – страх Господень» (Там же, 1:7), «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Екклезиаст, 1:18), «Слова мудрых как иглы, как вбитые гвозди» (Там же, 12:11).

Bankoboev.Ru_ognennyi_angel[1]

  1. Ранк О. Травма рождения.
  2. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия.
  3. Фрейд З. Я и Оно.

Александр Кантор

КАНТОР Александр Матвеевич (р. 1950) – российский историк, культуролог и психолог. Кандидат исторических наук (1990) в области истории русской средневековой культуры (диссертация защищена в Институте российской истории РАН). Член Всемирного Совета по Психотерапии (WCP,UNESCO); Специалист,тренинг-аналитик,супервизор Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (WCP,Vienna,Austria). Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина (1973), а также факультет культурологии Института Повышения Квалификации МГУ им.М.В.Ломоносова. Обучался на факультете психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (1971-1973), в Институте Психологии им. Л.С.Выготского (1996-1999), Российской Медицинской Академии Последипломного Образования (2000-2005), факультете психологии Южного Федерального Университета (Ростов, 2008-2011). В 1973-1982 - учитель истории и обществоведения, заместитель директора средней школы № 872 (Москва). В 1979-1990 - старший научный сотрудник музея «Коломенское», преподаватель МГУ, инструктор по физкультуре, переводчик и репетитор, экскурсовод по Москве. В 1989-1992 гг. был заведующим кафедрой истории России и руководителем психологического центра в кооперативе «Московский лицей». В 1990 – 2002 гг. - преподаватель Института культурной антропологии Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ), Московского государственного педагогического университета и др. московских, российских и зарубежных вузов. Прочитал более 20 лекционных курсов по истории русской и мировой культуры, а также по психологии и психотерапии. С 1998 г. – доцент Международного Университета в Москве (МУМ). Читал лекции студентам Чикагского Университета (США), а также докторантам Университета Сантьяго-де-Чили (Чили), Университета коммерции и бизнеса в Буэнос-Айресе (Аргентина), а также в Берлине и Грайфсвальде (Германия), Пекине (Китай), Вене (Австрия), Иерусалиме и Назарете (Израиль), Сиднее (Австралия), Дурбане (ЮАР) и др. Также работал сценаристом в студии «Три Тэ» Н.Михалкова. С 1988 г. – сотрудничает с медицинскими и психологическими клиниками и центрами (в т.ч.,Центр медико-социальной реабилитации «Вся нарокология и психиатрия» (в Сокольниках);кафедра вегетологии Медуниверситета имени Н.Пирогова: кафедра усовершенствования по психиатрии Университета Дружбы Народов (РУДН): Содружество психологов и психотерапевтов «Помощь Душе» и др.) Докладчик на многих российских,международных,всемирных конференциях и конгрессах по психотерапии и антропологии. Автор книг «Духовный мир русского горожанина XVII века (1999), «Психоанализ Татарстана» (в соавторстве; 2008), «Основы культурной антропологии» (в печати), ряда брошюр по отечественной истории и культурологии, а также многочисленных научных и публицистических статей по вопросам истории и теории культуры, а также психоистории, психоанализу и психотерапии. Опубликовал около 200 работ. Неоднократно выступал по р/с «Говорит Москва», «Свобода»,телеканалу «Дождь» и зарубежному ТВ. Некоторые из его статей печатались в научных изданиях стран Европы и Америки.

Читайте также:

Добавить комментарий