Травма как момент становления сознания

Несомненна эволюционная связь психической травмы и сознания. В научных концепциях происхождения человека и сознания указание на роль в процессе выживания человека в новой среде (что само по себе травматично, поскольку генетически заданные инстинкты уже не могли обеспечить его существование) – не просто приобретаемых им новых знаний и навыков, но зачатков вынужденной самодеятельности, неизвестной животному миру (производство орудий труда, элементарных моральных норм и т.д.) – давно является общим местом. И, наконец, рождение само по себе является травмой [1], компенсируемая в процессе роста разного рода знаниями и умениями, т.е.собственно сознанием.

Факт связи сознания и травмы представлен и в религиозно-мифологической традицией (например, в Библии). Прародитель человечества Адам благодаря знанию о добре и зле (приобретенном в результате грехопадения) почувствовал стыд за свою наготу и, тем самым, собственную инаковость; за что был изгнан Богом из весьма комфортного местопребывания – райского сада на землю, обречен на ответственность, тяжкий труд и смертность; что, по характеру наказания, равносильно психической (и не только психической) травме. Таким образом, травматичность, как экзистенциальный ужас возможного невыживания также латентно присутствует и практически всегда сопровождает сознание, создавая почву для самотравмирования (что в психоанализе называется «влечением к смерти» [2, 3]).

Tanatos[1]

Двухсторонний характер этих отношений также отмечен в данной традиции; с одной стороны, о важности и необходимости знаний : «…Господь дает мудрость, когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя» (Книга Притчей Соломоновых, 2:6,10,11); с другой — о связи знаний и страха, депрессивных состояний и даже психосоматических проявлений («Начало мудрости – страх Господень» (Там же, 1:7), «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Екклезиаст, 1:18), «Слова мудрых как иглы, как вбитые гвозди» (Там же, 12:11).

Bankoboev.Ru_ognennyi_angel[1]

  1. Ранк О. Травма рождения.
  2. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия.
  3. Фрейд З. Я и Оно.

Комментарии: