Экстремальный и зависимый: схожие типы.

У нас, безусловно, есть основания говорить о некотором принципиальном, структурном сходстве экстремального и зависимого типов личности.

Как те, так и другие ориентированы на результат и «достижение» (особых состояний), обе группы стремятся к ощущениям силы, контроля над окружением, отличаются неповиновением общепринятым нормам морали и нравственности, демонстрируют коллективное пренебрежение к ценностям здоровья и человеческой жизни. Обоим типам присуще нарциссическое удовлетворение и навязчивое воспроизведение патологического способа действий, а также нежелание, а нередко – и неспособность artleo.com-9495[1]объяснить собственное поведение, ограничиваясь междометиями или клише регрессивного характера, близкого детскому: «(не) хочу – (не) буду». В обеих группах маниакальность легко переходит в меланхолию, и оба состояния легко принимают крайние формы проявления.

Для психопатолога ясно, что речь идет о серьезных аффективных расстройствах, продуцирующих настолько острые переживания, что их носитель вынужденно алекситимичен, то есть не в состоянии их вербализовать (проговорить или обсудить), и поэтому «вынужден» отреагировать или отыгрывать собственные эмоции вовне. З.Фрейд еще в своих ранних работах писал о «непереносимых z-lZlOpz108[1]представлениях» (intolerable ideas), способных репрезентироваться либо конверсионно-телесным образом (в форме телесных – идеомоторных – эквивалентов), либо путем превращения их в страх, также соматического порядка, способный вызвать вегетативно-висцеральные нарушения. Может быть, стоило бы признать, что в современных условиях мы имеем некоторую модификацию этой репрезентации: в форме разрушения собственного тела (аутоагрессии, в том числе – алкогольно-наркотической) или агрессии, направленной вовне?

Сила связанного с непереносимым представлением аффекта слишком велика. Его невозможно вытеснить, его можно только подавить и таким образом вызвать его трансформацию в те или иные поведенческие (патологические) эквиваленты. Такой аффект не поддается психологической проработке, а его носитель легко теряет самообладание, прибегая, таким образом, к описанным выше действиям и мотивациям примитивно-защитного характера. Другой существенной особенностью носителей мощных аффектов является потребность в заражении, (вовлечении других), суть которого можно объяснить потребностью в «разделении» аффекта («стадный инстинкт»).

Александр Кантор

КАНТОР Александр Матвеевич (р. 1950) – российский историк, культуролог и психолог. Кандидат исторических наук (1990) в области истории русской средневековой культуры (диссертация защищена в Институте российской истории РАН). Член Всемирного Совета по Психотерапии (WCP,UNESCO); Специалист,тренинг-аналитик,супервизор Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (WCP,Vienna,Austria). Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина (1973), а также факультет культурологии Института Повышения Квалификации МГУ им.М.В.Ломоносова. Обучался на факультете психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (1971-1973), в Институте Психологии им. Л.С.Выготского (1996-1999), Российской Медицинской Академии Последипломного Образования (2000-2005), факультете психологии Южного Федерального Университета (Ростов, 2008-2011). В 1973-1982 - учитель истории и обществоведения, заместитель директора средней школы № 872 (Москва). В 1979-1990 - старший научный сотрудник музея «Коломенское», преподаватель МГУ, инструктор по физкультуре, переводчик и репетитор, экскурсовод по Москве. В 1989-1992 гг. был заведующим кафедрой истории России и руководителем психологического центра в кооперативе «Московский лицей». В 1990 – 2002 гг. - преподаватель Института культурной антропологии Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ), Московского государственного педагогического университета и др. московских, российских и зарубежных вузов. Прочитал более 20 лекционных курсов по истории русской и мировой культуры, а также по психологии и психотерапии. С 1998 г. – доцент Международного Университета в Москве (МУМ). Читал лекции студентам Чикагского Университета (США), а также докторантам Университета Сантьяго-де-Чили (Чили), Университета коммерции и бизнеса в Буэнос-Айресе (Аргентина), а также в Берлине и Грайфсвальде (Германия), Пекине (Китай), Вене (Австрия), Иерусалиме и Назарете (Израиль), Сиднее (Австралия), Дурбане (ЮАР) и др. Также работал сценаристом в студии «Три Тэ» Н.Михалкова. С 1988 г. – сотрудничает с медицинскими и психологическими клиниками и центрами (в т.ч.,Центр медико-социальной реабилитации «Вся нарокология и психиатрия» (в Сокольниках);кафедра вегетологии Медуниверситета имени Н.Пирогова: кафедра усовершенствования по психиатрии Университета Дружбы Народов (РУДН): Содружество психологов и психотерапевтов «Помощь Душе» и др.) Докладчик на многих российских,международных,всемирных конференциях и конгрессах по психотерапии и антропологии. Автор книг «Духовный мир русского горожанина XVII века (1999), «Психоанализ Татарстана» (в соавторстве; 2008), «Основы культурной антропологии» (в печати), ряда брошюр по отечественной истории и культурологии, а также многочисленных научных и публицистических статей по вопросам истории и теории культуры, а также психоистории, психоанализу и психотерапии. Опубликовал около 200 работ. Неоднократно выступал по р/с «Говорит Москва», «Свобода»,телеканалу «Дождь» и зарубежному ТВ. Некоторые из его статей печатались в научных изданиях стран Европы и Америки.

Читайте также:

Добавить комментарий