Семья и аффектные нарушения у подростков

Согласно концепции стадий человеческой жизни (Э.Эриксон) переходный возраст психологически ориентирован на поиски моделей идентификации, в классическом понимании — связан с регрессией к эдипальному периоду. В любом случае, речь идет о перестройке Эго и формировании новой Самости – личностных ценностей, границ самосознания и т.п.Данные процессы аффективно насыщены: подросток устанавливает новые, принципиально внесемейные связи с миром, что чревато риском непринятия и отчуждения, а порою и страхами исчезновения как личности. Весьма удачно данное состояние отражает название модного шлягера европейской группы «Арабески» 80-х гг.прошлого века — «Юность обжигает пальцы» (Youth burns fingers)._016[1]

В самом деле, отношения со значимыми близкими изменяются, в них появляются новые аспекты и акценты вхождения подростка в мир «большого» общества (взрослых); при этом неизбежны конфликтные сравнения реального собственного Я и окружающих с желаемыми Эго-идеалами, что провоцирует повышенный критицизм, соперничество и даже борьбу за влияние, в том числе, внутри семьи.

Практика и клиническая статистика последних десятилетий указывают на особую остроту аффективных нарушений именно у юношей; возможно, вследствие усиления в процессе воспитания роли матери и женщин вообще; в России, в первую очередь, из-за демографических проблем (гибель мужчин в военных конфликтах; «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик» — частушка периода Отечественной войны).

Для внутрисемейной структуры таких подростков характерно: наличие доминантной матери и зависимый от нее (или отсутствующий) отец.1416c7aa3e54ee260c7e0e7565d01414045043[1] Ребенок в такой семье, чаще всего – единственный, производит впечатление заторможенного или апатичного существа. Сфера интересов, преимущественно, занятия индивидуального характера: компьютерные игры и коллекционирование. На его столе и в личных вещах – близкий к идеальному порядок, отражающий обсессивный стиль воспитания. Подросток с трудом общается со своими сверстниками, переживает идеи отношения, нередко видит кошмарные сновидения, навязчиво мастурбирует. Иногда соматизация внутреннего конфликта доходит до аутоагрессии: мальчик может расчесать себя до крови,грызет ногти, одежду, постельное белье.

Глубина его эмоциональных состояний обязывает психолога, опираясь на технику холдинга, создать атмосферу безопасности (что в некоторой степени компенсирует дефицит семейного тепла) , обеспечить проговаривание аффективных переживаний. Однако словарный запас подростка, как правило, не столь достаточен для адекватной вербализации его чувств, а потому свободные (словесные) ассоциации могут быть расширены за счет паралингвистических средств выражения: вокализации,жестикуляции,пантомимы, символдрамы. Так, например, в качестве ассоциативного стимула вполне уместно привлечь популярные среди подростков песни и музыкальные композиции; с их помощью подросткам легче найти метафоры собственных тревог, а также отыграть желания и бессознательные фантазии. В свою очередь, раскрепощенный аффект откроет путь к полноценному переносу и углублению психоаналитического процесса.

Александр Кантор

КАНТОР Александр Матвеевич (р. 1950) – российский историк, культуролог и психолог. Кандидат исторических наук (1990) в области истории русской средневековой культуры (диссертация защищена в Институте российской истории РАН). Член Всемирного Совета по Психотерапии (WCP,UNESCO); Специалист,тренинг-аналитик,супервизор Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (WCP,Vienna,Austria). Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина (1973), а также факультет культурологии Института Повышения Квалификации МГУ им.М.В.Ломоносова. Обучался на факультете психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (1971-1973), в Институте Психологии им. Л.С.Выготского (1996-1999), Российской Медицинской Академии Последипломного Образования (2000-2005), факультете психологии Южного Федерального Университета (Ростов, 2008-2011). В 1973-1982 - учитель истории и обществоведения, заместитель директора средней школы № 872 (Москва). В 1979-1990 - старший научный сотрудник музея «Коломенское», преподаватель МГУ, инструктор по физкультуре, переводчик и репетитор, экскурсовод по Москве. В 1989-1992 гг. был заведующим кафедрой истории России и руководителем психологического центра в кооперативе «Московский лицей». В 1990 – 2002 гг. - преподаватель Института культурной антропологии Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ), Московского государственного педагогического университета и др. московских, российских и зарубежных вузов. Прочитал более 20 лекционных курсов по истории русской и мировой культуры, а также по психологии и психотерапии. С 1998 г. – доцент Международного Университета в Москве (МУМ). Читал лекции студентам Чикагского Университета (США), а также докторантам Университета Сантьяго-де-Чили (Чили), Университета коммерции и бизнеса в Буэнос-Айресе (Аргентина), а также в Берлине и Грайфсвальде (Германия), Пекине (Китай), Вене (Австрия), Иерусалиме и Назарете (Израиль), Сиднее (Австралия), Дурбане (ЮАР) и др. Также работал сценаристом в студии «Три Тэ» Н.Михалкова. С 1988 г. – сотрудничает с медицинскими и психологическими клиниками и центрами (в т.ч.,Центр медико-социальной реабилитации «Вся нарокология и психиатрия» (в Сокольниках);кафедра вегетологии Медуниверситета имени Н.Пирогова: кафедра усовершенствования по психиатрии Университета Дружбы Народов (РУДН): Содружество психологов и психотерапевтов «Помощь Душе» и др.) Докладчик на многих российских,международных,всемирных конференциях и конгрессах по психотерапии и антропологии. Автор книг «Духовный мир русского горожанина XVII века (1999), «Психоанализ Татарстана» (в соавторстве; 2008), «Основы культурной антропологии» (в печати), ряда брошюр по отечественной истории и культурологии, а также многочисленных научных и публицистических статей по вопросам истории и теории культуры, а также психоистории, психоанализу и психотерапии. Опубликовал около 200 работ. Неоднократно выступал по р/с «Говорит Москва», «Свобода»,телеканалу «Дождь» и зарубежному ТВ. Некоторые из его статей печатались в научных изданиях стран Европы и Америки.

Читайте также:

Добавить комментарий