Стиль воспитания и наркозависимость

Наркомания, в отличие от алкогольного пристрастия, «привилегия», как правило, молодых; длительность этого заболевания до летального исхода сравнительно невелика. Поведение наркоманов компульсивно, а сами они описывают собственные аффекты (связанные с тягой к наркотикам) как «неудержимые», «невозможные», «невиданные», «несовместимые» с выживанием. Наркотик «заменяет» аддиктам (зависимым людям) недостающие внутренние функции, «помогает» справиться с очагами травматической стимуляции, достичь необходимого уровня активности или релаксации, сохранить чувство безопасности в стрессовых условиях, облегчить вхождение в новую среду.green_dog[1]

Ранее специалисты больше исследовали оральные аспекты формирования зависимости, а именно, преждевременное отлучение младенца от груди матери («разрушение иллюзии симбиоза» по Малер), ее невнимание к эмоциональным потребностям ребенка, что приводило к созданию т.н. «ложного Я» личности (по Винникоту).

В последние десятилетия значительное внимание уделяется проблемам Эго и Суперэго. Способность наркомана терпеть любые муки, вызванные употреблением наркотических веществ, не отказываясь от них, а даже учащая их применение,указывают, возможно, на некую потребность аддиктов в саморазрушении, самонаказании, за которым стоит мощное давление родительских интроектов («голосов» Суперэго), карающих своих детей за их «никчемность». Сами аддикты нередко жалуются на «удушающие» и даже «умервшляющие» их чувства, от которых «некуда деться».Другая родительская крайность: вседозволенность. Например, в одной из «новорусских» семей дочери выдавали деньги на «качественное» удовлетворение сексуальных потребностей — с физически здоровым и красивым стриптизером, что сформировало у нее зависимость от интимных партнеров определенного типа, неумение участвовать в романтических отношениях, затем – нимфоманию и на ее основе влечение к наркотикам.

Эго аддиктов со временем лишается рефлексивных функций, зато необычайно резко усиливается экспрессия (невербальные, физиологические реакции), связанная с безотлагательным исполнением желаний, и тогда наркотик становится единственным спасением, «аутистическим объектом» (D.M.Hurst), слияние с которым дарует аддикту комфорт и покой, а также оживление, практически полностью порывающие при этом с миром реальных объектов.

Особого внимания заслуживают пубертатные проблемы аддиктов. Тинейджер порою попадает в «клещи» между средовым давлением сверстников и близкими, образующими т.н. «созависимые» связи гиперопеки и повышенной ответственности за ребенка.423dd17a756a8cc3665798f53498b82b[1]

Психоаналитическая терапия с наркотически зависимыми пациентами предъявляет к аналитику высокие требования: быть гибким, полимодальным клиницистом, способным сочетать различные концепции и подходы, использовать приемы экстренной помощи, эмпатические техники, привлекать к терапии созависимых пациенту членов семьи и мн. др., выдерживать значительные психоэмоциональные нагрузки.

Александр Кантор

КАНТОР Александр Матвеевич (р. 1950) – российский историк, культуролог и психолог. Кандидат исторических наук (1990) в области истории русской средневековой культуры (диссертация защищена в Институте российской истории РАН). Член Всемирного Совета по Психотерапии (WCP,UNESCO); Специалист,тренинг-аналитик,супервизор Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (WCP,Vienna,Austria). Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина (1973), а также факультет культурологии Института Повышения Квалификации МГУ им.М.В.Ломоносова. Обучался на факультете психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (1971-1973), в Институте Психологии им. Л.С.Выготского (1996-1999), Российской Медицинской Академии Последипломного Образования (2000-2005), факультете психологии Южного Федерального Университета (Ростов, 2008-2011). В 1973-1982 - учитель истории и обществоведения, заместитель директора средней школы № 872 (Москва). В 1979-1990 - старший научный сотрудник музея «Коломенское», преподаватель МГУ, инструктор по физкультуре, переводчик и репетитор, экскурсовод по Москве. В 1989-1992 гг. был заведующим кафедрой истории России и руководителем психологического центра в кооперативе «Московский лицей». В 1990 – 2002 гг. - преподаватель Института культурной антропологии Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ), Московского государственного педагогического университета и др. московских, российских и зарубежных вузов. Прочитал более 20 лекционных курсов по истории русской и мировой культуры, а также по психологии и психотерапии. С 1998 г. – доцент Международного Университета в Москве (МУМ). Читал лекции студентам Чикагского Университета (США), а также докторантам Университета Сантьяго-де-Чили (Чили), Университета коммерции и бизнеса в Буэнос-Айресе (Аргентина), а также в Берлине и Грайфсвальде (Германия), Пекине (Китай), Вене (Австрия), Иерусалиме и Назарете (Израиль), Сиднее (Австралия), Дурбане (ЮАР) и др. Также работал сценаристом в студии «Три Тэ» Н.Михалкова. С 1988 г. – сотрудничает с медицинскими и психологическими клиниками и центрами (в т.ч.,Центр медико-социальной реабилитации «Вся нарокология и психиатрия» (в Сокольниках);кафедра вегетологии Медуниверситета имени Н.Пирогова: кафедра усовершенствования по психиатрии Университета Дружбы Народов (РУДН): Содружество психологов и психотерапевтов «Помощь Душе» и др.) Докладчик на многих российских,международных,всемирных конференциях и конгрессах по психотерапии и антропологии. Автор книг «Духовный мир русского горожанина XVII века (1999), «Психоанализ Татарстана» (в соавторстве; 2008), «Основы культурной антропологии» (в печати), ряда брошюр по отечественной истории и культурологии, а также многочисленных научных и публицистических статей по вопросам истории и теории культуры, а также психоистории, психоанализу и психотерапии. Опубликовал около 200 работ. Неоднократно выступал по р/с «Говорит Москва», «Свобода»,телеканалу «Дождь» и зарубежному ТВ. Некоторые из его статей печатались в научных изданиях стран Европы и Америки.

Читайте также:

Добавить комментарий