Семейные установки и экстремальное поведение

Экстремальное поведение, если мы не имеем в виду раннюю психопатию, присуще, в первую очередь, молодым людям, начиная с подросткового возраста. Менталитет данного рода основан на инвестициях в него мощных аффектов, компенсирующих непереносимые конфликты и дефициты семейного воспитания.

Так, дети, достаточно рано, может быть, с младенчества отделенные от матери, лишенные специфически теплого, детско-материнского контакта, вырастают хронически раздражительными, чрезмерно зависимыми от других людей или обстоятельств, способными бросить вызов всему на свете; у них отсутствует, по Эриксону, «базовое доверие к миру».

Иногда родители намеренно культивируют гомоэротический стиль воспитания, связанный вольно или невольно с депривацией родителей противоположного пола, формируя у ребенка установки типа «все бабы – дуры», «все мужики – сволочи». 01b38ca6f372aecf2de2114297f5be29.0[1]В этом случае дети приобретают репарационные и параноидные защиты (постоянное стремление к возмещению якобы нанесенного им вреда, обидчивость, подозрительность), у них вырабатываются черты психологической окаменелости и деперсонализации; они «всегда готовы» к отпору, даже если нападение им не угрожает.

Некоторые психиатры предполагали, что подобные дефекты в воспитании приводят к разбалансированности и расщепленности мозговых систем, а вследствие этого — формированию неспособности к реалистическому, объемному и сложному видению мира.

Неудивительно, что среди экстремалов практически отсутствуют т.н. «уравновешенные», «средние» типы личностей, но доминируют полярные характеры: «холодные», расчетливые прагматики и «горячие головы» возбудимых энтузиастов.

Установки Суперэго экстремалов предельно дуалистичны, насыщены идеями отношения,мир для них расколот на «своих» и «чужих», «правоверных» и «врагов», и пребывает в состоянии неминуемой и ближайшей катастрофы.Они легко поддаются внушению со стороны значимых «своих» и бывают маниакально одержимы собственной « спасительной миссией».4fz[1]

Не следует забывать, что именно молодежь составляет ударную силу бандформирований, власть в которых в последние годы перешла от «законников» к «беспредельщикам», признающим только собственные – в данный момент – желания. Cводки новостей переполнены описаниями террористических выходок молодых людей и даже детей: от телефонных провокаций одиночек до групповых насилий, совершаемых бандами малолеток 11- 13 лет.

Терапевтические установки в отношении экстремалов сходны с аддиктивными и, вообще, аффективными пациентами; работа с ними, как правило, проводится в специализированных учреждениях.

Александр Кантор

КАНТОР Александр Матвеевич (р. 1950) – российский историк, культуролог и психолог. Кандидат исторических наук (1990) в области истории русской средневековой культуры (диссертация защищена в Институте российской истории РАН). Член Всемирного Совета по Психотерапии (WCP,UNESCO); Специалист,тренинг-аналитик,супервизор Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (WCP,Vienna,Austria). Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина (1973), а также факультет культурологии Института Повышения Квалификации МГУ им.М.В.Ломоносова. Обучался на факультете психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (1971-1973), в Институте Психологии им. Л.С.Выготского (1996-1999), Российской Медицинской Академии Последипломного Образования (2000-2005), факультете психологии Южного Федерального Университета (Ростов, 2008-2011). В 1973-1982 - учитель истории и обществоведения, заместитель директора средней школы № 872 (Москва). В 1979-1990 - старший научный сотрудник музея «Коломенское», преподаватель МГУ, инструктор по физкультуре, переводчик и репетитор, экскурсовод по Москве. В 1989-1992 гг. был заведующим кафедрой истории России и руководителем психологического центра в кооперативе «Московский лицей». В 1990 – 2002 гг. - преподаватель Института культурной антропологии Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ), Московского государственного педагогического университета и др. московских, российских и зарубежных вузов. Прочитал более 20 лекционных курсов по истории русской и мировой культуры, а также по психологии и психотерапии. С 1998 г. – доцент Международного Университета в Москве (МУМ). Читал лекции студентам Чикагского Университета (США), а также докторантам Университета Сантьяго-де-Чили (Чили), Университета коммерции и бизнеса в Буэнос-Айресе (Аргентина), а также в Берлине и Грайфсвальде (Германия), Пекине (Китай), Вене (Австрия), Иерусалиме и Назарете (Израиль), Сиднее (Австралия), Дурбане (ЮАР) и др. Также работал сценаристом в студии «Три Тэ» Н.Михалкова. С 1988 г. – сотрудничает с медицинскими и психологическими клиниками и центрами (в т.ч.,Центр медико-социальной реабилитации «Вся нарокология и психиатрия» (в Сокольниках);кафедра вегетологии Медуниверситета имени Н.Пирогова: кафедра усовершенствования по психиатрии Университета Дружбы Народов (РУДН): Содружество психологов и психотерапевтов «Помощь Душе» и др.) Докладчик на многих российских,международных,всемирных конференциях и конгрессах по психотерапии и антропологии. Автор книг «Духовный мир русского горожанина XVII века (1999), «Психоанализ Татарстана» (в соавторстве; 2008), «Основы культурной антропологии» (в печати), ряда брошюр по отечественной истории и культурологии, а также многочисленных научных и публицистических статей по вопросам истории и теории культуры, а также психоистории, психоанализу и психотерапии. Опубликовал около 200 работ. Неоднократно выступал по р/с «Говорит Москва», «Свобода»,телеканалу «Дождь» и зарубежному ТВ. Некоторые из его статей печатались в научных изданиях стран Европы и Америки.

Читайте также:

Добавить комментарий