Гендерный идеал и проституция

Проституцию относят к одной из наиболее массовых аффективно окрашенных перверсий, наряду с транссексуализмом, эксгибиционизмом, вуайеризмом и др. отклонениям от нормального (нормативного) поведения.

В традиционном широком понимании и реальном бытовании это явление сохраняет свой женский характер и контекст патриархально-мужского общества; что соответствует положениям классической теории, считающей женскую психологию мазохистичной и пассивной (хотя проститутка может исполнять садистские роли, по требованию мужчин). nefrancuzskij-poceluj[1]Показательно, что общество (общества) в целом более терпимы к проституции, нежели к экстремизму или химической зависимости; так, в ряде стран она легализована (Германия, Голландия), в последнее время получил распространение политкорректный термин «коммерческий секс».То есть, совершенно очевидна ее социально-экономическая подоплека – проблемы элементарного выживания, особенно, в условиях нашей страны.

Также не подлежит сомнению связь этого явления с моделями «женского» и «мужского» характеров, обусловленных воспитанием в семье.В частности, совершенно не утратил влияния патриархальный мужской идеал (психоаналитически – «фантазм»), апеллирующий к силе, независимости, реализации желаний превосходства над женщиной. Это с одной стороны; с другой, мужским желаниям совершенства 41119952_poklonenie_kumiru_Solomonom[1]должен отвечать идеализированный, подобно материнскому, образ самой женщины: в современном фольклоре таков тип «трехфазной жены» — «хозяйки на кухне, распутницы – в спальне, красавице – в гостях». Инфантильно-эротическая регрессия к питающему материнскому объекту присутствует и в памятниках эротической культуры древности: «О, как любезны ласки твои… Два сосца твои, как дойня молодой серны… Положи меня, как печать, на сердце твое…» (Песнь Песней).

Потому неудивительно, что значительный контингент проституток составляют женатые мужчины, в наибольшей степени связанные реальностями брачных отношений. Субкультура проституции издавна привлекала гуманитарно-творческих личностей – поэтов, художников, композиторов и т.д.; людей, как правило, истероидных и нарциссических, расщепленных и склонных к проективному и магическому мышлению. Исключительно близка проституция миру и менталитету криминала, носителю идеалов т.н. «красивой» и «роскошной» жизни.

Мотивация поведения проституток во многом сходна с мужскими;здесь также ощутим интроект «идеального» мужчины, очень часто компенсаторный к условиям детской «безотцовщины» или реально холодного, а то и жестокого отца. Однако заметна и большая, нежели у мужчин, расщепленность: присутствует презрение к клиентам проституток ( «любовь придумали, чтоб денег не платить»).

В развитии гендерных идеалов подобного рода очевидны конфликты и дефициты эдипального периода, а также пубертата, незавершенной половой идентификации, деспотического и/или попустительского стилей семейного воспитания.

Опыт психоаналитической терапии с пациентками-проститутками также, по преимуществу, ориентирован на работу с аффективными проблемами критических периодов развития личности.

Александр Кантор

КАНТОР Александр Матвеевич (р. 1950) – российский историк, культуролог и психолог. Кандидат исторических наук (1990) в области истории русской средневековой культуры (диссертация защищена в Институте российской истории РАН). Член Всемирного Совета по Психотерапии (WCP,UNESCO); Специалист,тренинг-аналитик,супервизор Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (WCP,Vienna,Austria). Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина (1973), а также факультет культурологии Института Повышения Квалификации МГУ им.М.В.Ломоносова. Обучался на факультете психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (1971-1973), в Институте Психологии им. Л.С.Выготского (1996-1999), Российской Медицинской Академии Последипломного Образования (2000-2005), факультете психологии Южного Федерального Университета (Ростов, 2008-2011). В 1973-1982 - учитель истории и обществоведения, заместитель директора средней школы № 872 (Москва). В 1979-1990 - старший научный сотрудник музея «Коломенское», преподаватель МГУ, инструктор по физкультуре, переводчик и репетитор, экскурсовод по Москве. В 1989-1992 гг. был заведующим кафедрой истории России и руководителем психологического центра в кооперативе «Московский лицей». В 1990 – 2002 гг. - преподаватель Института культурной антропологии Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ), Московского государственного педагогического университета и др. московских, российских и зарубежных вузов. Прочитал более 20 лекционных курсов по истории русской и мировой культуры, а также по психологии и психотерапии. С 1998 г. – доцент Международного Университета в Москве (МУМ). Читал лекции студентам Чикагского Университета (США), а также докторантам Университета Сантьяго-де-Чили (Чили), Университета коммерции и бизнеса в Буэнос-Айресе (Аргентина), а также в Берлине и Грайфсвальде (Германия), Пекине (Китай), Вене (Австрия), Иерусалиме и Назарете (Израиль), Сиднее (Австралия), Дурбане (ЮАР) и др. Также работал сценаристом в студии «Три Тэ» Н.Михалкова. С 1988 г. – сотрудничает с медицинскими и психологическими клиниками и центрами (в т.ч.,Центр медико-социальной реабилитации «Вся нарокология и психиатрия» (в Сокольниках);кафедра вегетологии Медуниверситета имени Н.Пирогова: кафедра усовершенствования по психиатрии Университета Дружбы Народов (РУДН): Содружество психологов и психотерапевтов «Помощь Душе» и др.) Докладчик на многих российских,международных,всемирных конференциях и конгрессах по психотерапии и антропологии. Автор книг «Духовный мир русского горожанина XVII века (1999), «Психоанализ Татарстана» (в соавторстве; 2008), «Основы культурной антропологии» (в печати), ряда брошюр по отечественной истории и культурологии, а также многочисленных научных и публицистических статей по вопросам истории и теории культуры, а также психоистории, психоанализу и психотерапии. Опубликовал около 200 работ. Неоднократно выступал по р/с «Говорит Москва», «Свобода»,телеканалу «Дождь» и зарубежному ТВ. Некоторые из его статей печатались в научных изданиях стран Европы и Америки.

Читайте также:

Добавить комментарий