Гендерный идеал и проституция

Проституцию относят к одной из наиболее массовых аффективно окрашенных перверсий, наряду с транссексуализмом, эксгибиционизмом, вуайеризмом и др. отклонениям от нормального (нормативного) поведения.

В традиционном широком понимании и реальном бытовании это явление сохраняет свой женский характер и контекст патриархально-мужского общества; что соответствует положениям классической теории, считающей женскую психологию мазохистичной и пассивной (хотя проститутка может исполнять садистские роли, по требованию мужчин). nefrancuzskij-poceluj[1]Показательно, что общество (общества) в целом более терпимы к проституции, нежели к экстремизму или химической зависимости; так, в ряде стран она легализована (Германия, Голландия), в последнее время получил распространение политкорректный термин «коммерческий секс».То есть, совершенно очевидна ее социально-экономическая подоплека – проблемы элементарного выживания, особенно, в условиях нашей страны.

Также не подлежит сомнению связь этого явления с моделями «женского» и «мужского» характеров, обусловленных воспитанием в семье.В частности, совершенно не утратил влияния патриархальный мужской идеал (психоаналитически – «фантазм»), апеллирующий к силе, независимости, реализации желаний превосходства над женщиной. Это с одной стороны; с другой, мужским желаниям совершенства 41119952_poklonenie_kumiru_Solomonom[1]должен отвечать идеализированный, подобно материнскому, образ самой женщины: в современном фольклоре таков тип «трехфазной жены» — «хозяйки на кухне, распутницы – в спальне, красавице – в гостях». Инфантильно-эротическая регрессия к питающему материнскому объекту присутствует и в памятниках эротической культуры древности: «О, как любезны ласки твои… Два сосца твои, как дойня молодой серны… Положи меня, как печать, на сердце твое…» (Песнь Песней).

Потому неудивительно, что значительный контингент проституток составляют женатые мужчины, в наибольшей степени связанные реальностями брачных отношений. Субкультура проституции издавна привлекала гуманитарно-творческих личностей – поэтов, художников, композиторов и т.д.; людей, как правило, истероидных и нарциссических, расщепленных и склонных к проективному и магическому мышлению. Исключительно близка проституция миру и менталитету криминала, носителю идеалов т.н. «красивой» и «роскошной» жизни.

Мотивация поведения проституток во многом сходна с мужскими;здесь также ощутим интроект «идеального» мужчины, очень часто компенсаторный к условиям детской «безотцовщины» или реально холодного, а то и жестокого отца. Однако заметна и большая, нежели у мужчин, расщепленность: присутствует презрение к клиентам проституток ( «любовь придумали, чтоб денег не платить»).

В развитии гендерных идеалов подобного рода очевидны конфликты и дефициты эдипального периода, а также пубертата, незавершенной половой идентификации, деспотического и/или попустительского стилей семейного воспитания.

Опыт психоаналитической терапии с пациентками-проститутками также, по преимуществу, ориентирован на работу с аффективными проблемами критических периодов развития личности.


Комментарии: