Кнсп. Triebe und Triebschicksale

Конспект работы «Влечение и их судьбы»

Одним из основных понятий психоанализа является влечение. Именно подавленные влечения становятся одной из причин образования неврозов. Поэтому разобраться в этом вопросе совершенно необходимо.

(1) Влечение — психическое раздражение. Развернём данное определение. Раздражение здесь имеет общеизвестный смысл биофизического (физиологического) воздействия среды на организм. Это воздействие может быть как продуктивным (избыточная освещенность), так и негативным (отсутствие продуктов питания). Психика, отражая реальность, «переводит» раздражения в потребности. Последние, являясь продуктом сознания, удовлетворяются в зависимости от уровня организации «отражающего слоя». Самые примитивные потребности могут быть удовлетворены моторной (физиологической) активностью: бегством, поглощением, выделением… Факт такого удовлетворения (или депривации) становится достоянием психики — представлением. Это представление снабжается аффектом, так как удовлетворение потребности приносит удовольствие. Но совершенно особым для психики являются такие раздражения, от которых никакая мускульная активность не спасает. Эти раздражения стали чем-то внутренним, оторванным от физической реальности.

Таким образом, в психике сохраняется представления всех компонент раздражения: потребности, способа удовлетворения, сопутствующего аффекта… Этот сложный психический коррелят раздражения и называется влечением. Также влечениями являются подобные структуры, которые создает психика на основе сохранённых ранее представлений. Получается, что психика способна сама создавать для себя дополнительные раздражения и стремиться к их удовлетворению. Это явление не типично для сугубо физиологических потребностей. Поэтому сообразно выделять психически обусловленные раздражения в отдельную, качественно новую группу — влечения.

(2) Будучи психическим эквивалентом раздражения, влечение должно отразить и его основные характеристики.

а) Натиск, напряжение (Drang) – энергетический эквивалент физической работы, которая необходимо порождается влечением. Сама двигательная активность может и не быть явно выражена, но по закону сохранения, связанные с нею представления обнаруживаются в психике. Напряжение влечения имеет импульсный характер — это не просто количество энергии, это локализованный во времени или ассоциативно максимум.

б) Количество (напряжение) является снятым качеством. Поэтому логически целесообразно выделить (качественно определенную) активность как отдельную характеристику.

в) Источник напряжения — либо физиологическая область (орган, модальность восприятия…), либо его представление. Более диалектически — психосоматический процесс, раздражение которого в душевной жизни воплощается через влечение.

г) Целью влечения всегда является устранение раздражения в источнике, а точнее — достигаемое при этом удовлетворение. Цель всегда рассыпается на множество цепочек из промежуточных целей, каждая из которых ведёт к частичному удовлетворению. Это важный момент, так как возможна фиксация на промежуточной цели, что ведёт к задержке в достижении исходной цели или вовсе отказа от неё.

д) Объект влечения: реальный объект или его представление, посредством которого достигается цель влечения.

(3) Объект является самой изменчивой характеристикой влечения. Один объект может отвечать различным целям. Обратно: каждая цель может требовать взаимодействия с различными объектами. Возможна ситуация, когда объект «перегружен»: на нём замыкается слишком много целей, либо взаимодействие с ним порождает особенно сильные переживания. В этом случае возникает фиксация — особенно тесная привязка влечения к объекту, ведущая к сильному сопротивлению против изменения объекта (и цели). Если влечение фиксируется на одной из промежуточных целей, его можно назвать частичным. Если нагруженные частичными влечениями объекты (их представления) соединяются между собой ассоциативными связями, то частичные влечения могут сплетаться, образуя новое (в какой-то мере целостное) влечение. В этом проявляется особая динамика представлений в различных инстанциях психического. Особенно ярко сплетение частичных влечений проявляется на примере становления полового влечение. Оно является вершиной целостности различных стремлений к различным чувственным удовольствиям. Его цель (продолжение рода) и объект (наиболее подходящий для этого человек противоположного пола) не отменяют всех предыдущих целей и объектов, но включают их, примиряя всевозможные противоречия и двойственности. Такое сплетённое влечение является чем-то существенно большим, чем сумма всех своих составляющих.

(4) Как уже говорилось, удовлетворение влечения сопряжено с удовольствием. Однако последствия не всегда столь однозначны: они могут включать и осуждение (со стороны себя или общества), и перевозбуждение, и преодоление сопутствующих неприятных ощущений (брезгливости). В таком случае психика старается защититься от влечения, дабы избежать внутренних конфликтов, минимизировать энергетические затраты, снизить общее напряжение. Это ведёт к разнообразным механизмам защиты от влечений.

Сначала психика старается вовсе не допустить формирования аффекта (то есть энергетической компоненты влечения), оттесняя (вытесняя) представления целевого объекта из сознания. Этот механизм разобран Фрейдом в работе «Бессознательное». Альтернативой является сохранение объекта в сознательном, но десексуализация аффекта, перевод активности в нейтральную плоскость, меняющую характер удовольствия. Эта замена чувственного органического удовлетворения на умственное (или творческое), модификация исходной цели, называется сублимацией.

Вытесненное представление не исчезает, а продолжает развиваться в бессознательном, часто группируясь с другими его элементами без каких-либо строгих логических ограничений. При этом представление не прекращает попыток прорваться в сознание. Поэтому в некоторых случаях, чтобы не «тратить энергию» на постоянное вытеснение, психика может создать новое, которое будет прямо противоположно исходному: или по своему содержанию, или по вектору активности,. Это так называемое реактивное образование.

Если же аффект всё-таки сформирован, психика может сформировать чувство вины и ряд других негативных (или даже дестркутивных) представлений о себе. Это своего рода реакция сверх-я на нарушение запрета. Даже если представление претерпевает повторное вытеснение, аффект остаётся и нагружает представления, связанные с чувством вины, раскаяния… В таком случае влечение имеет место обращение против собственной личности.

(5)  Обращение влечение, образование противоположной реакции — важнейший фактор развития человека как личности. Коль скоро всё развитие есть диалектическое разрешение противоречий, мы обязаны рассмотреть основные пары противоположных переходов. Противоположность может формироваться относительно залога активности и относительно содержания.

Фундаментальные противоположные пары влечений восходят к инфантильной сексуальности. Для ребёнка получение удовольствие от сосания материнской груди постепенно начинает дополняться желанием агрессивно овладеть объектом. Наибольшего развития этот садистический компонент достигает в раннем детстве и проявляется в жестоких играх со сверстниками. Сам факт причинение боли не является желаемым, более того — ребёнок может вообще не замечать страдания других. Но если на этом этапе происходит фиксация, в зрелом возрасте садистическое влечение вполне может заявить о себе.

Из-за высокой нагруженности влечения, а также из-за осуждения (самоосуждения) психика защищается от садизма. Не будучи способной вытеснить аффект (что невозможно), психика вытесняет объект садизма — лицо, подлежащее насилию. Оставшись без объекта, аффект обращается на себя. Так активный садизма превращается в свою пассивную модификацию — мазохизм. Этот первичный мазохизм нельзя трактовать как желание испытывать страдание. Наоборот — субъект всё ещё хочет мучить другого, но способом достижения цели теперь является идентификация со своим мучителем. Но вытесненное представление продолжает испытывать нагрузку либидо, поэтому вытеснение его усиливается, поэтому теперь для мазохизма нужен не объект для идентификации, а новый субъект. Желание страдать, чтобы идентифицироваться с мучителем, сменяется ненавистью к себе и поиском «полноправного» мучителя. Таким образом, для пары садизм — мазохизм, наблюдается переход от активного через пассивный к возвратному. Мучить — быть равным мучителю — мучить себя.

Аналогично происходит с другой парой влечений: эксгибиционизм — вуайеризм. Активным залогом является желание демонстрировать свои половые органы. «Предысторией» этого влечения является аутоэротическое разглядывание собственных органов. Когда появляются объекты, влечение естественно распространяется и на них. В процесс социализации на собственную наготу накладывается запрет — влечение обращает свою цель: превращается в желание разглядывать, пассивно созерцать. Часто вуайерист желает также оставаться невидимым, что подчёркивает пассивную модальность. В случае сильной фиксации и слабости эго это влечение приобретает болезненные формы. При нормальном развитии оно становится компонентом целостного полового влечения: выбор «приятного глазу» партнёра, обмен взглядами, стриптиз как элемент предварительных ласк…

Три залога: активный, пассивный и возвратный — образуют трёхфазную структуру. Стартовая точка в этом пространстве определяется конституцией. Затем идёт «блуждание» влечения по некоторой траектории. Развитие влечения представляет сложную единство и борьбу трёх залогов, равно как и трёх интенций (любви, ненависти, противоположности).

(6) В отличие от садизма-мазохизма, любовь и ненависть происходят из принципиально разных истоков. Единство и борьба любви и ненависти называется амбивалентностью, которая проявляется в отношении практически со всеми значимыми объектами. Любовь считается первичным (аутоэротическим) чувством, которое по мере развития обретает три своих противоположности.

а) Любовь — ненависть

б) Быть любимым — любить

в) Испытывать любовь или ненависть — быть равнодушным.

// Можно сделать предположение, что пара в) возникает как снятие пары а). По аналогии можно было предложить, что есть и пара «направленная любовь — безобъектная любовь», но это является излишним, так как аффект и так является лишь энергетическим аспектом влечения и может рассматриваться безотносительно объекта.

Три компонента диады «Л-Н» соответствуют этапам развития отношений с внешним миром. Сперва ребёнок не разделяет себя и внешний мир. Однако вскоре он замечает, что вместе с удовольствиями испытывает и раздражения. Тогда реальность разделяется на две области: а) всё, что приносит удовольствие и поэтому заключается внутрь (интериоризуется), б) всё, что приносит раздражение и поэтому отбрасывается, проецируется. Ребёнок любит источники удовольствия (себя, точнее, особое Я, Я-удовольствие) и ненавидит источники раздражения, то есть внешний мир. Это чистый нарцизм, поскольку в объектах не просто нет нужды, но они и нежелательны.

Далее ребёнок начинает искать защиту от раздражений и предпринимает попытку к бегству. Здесь он обнаруживает, что есть объект, который способен защитить его. Единственным пока объектом, который не приносит раздражения, а спасает от них, является мать. Так включается второй компонент диады: любить (себя и Я-удовольствие) и быть любимым (матерью). В случае трудностей на этом этапе, вместо включения второго компонента диады, может наблюдаться болезненное отождествление себя с матерью, которое впоследствии начинает работать для всех «хороших» объектов. Это чревато тем, что субъект будет не в состоянии адекватно реагировать на наличие у объекта как хороших, так и плохих качеств. Это приведёт к расщеплению как форме защиты.

Наконец, ребёнок учится управлять своими потребностями, а заодно и пытается подчинить внешний мир. Те объекты, которые по объективным причинам подчинить не удаётся, вызывают естественную ненависть. Чтобы не возникло энергетического переполнения, необходимо примириться с нейтральностью большей части реальности. По той же причине нельзя и бесконечно пополнять множество любимых объектов (источников удовольствия и возбуждения). Так включается третий компонент диады, а именно наличие — отсутствие (как любви, так и ненависти).

(7) Компоненты диады Л-Н связаны также и с полярностями психики: реальностной, экономической, биологической. Я противопоставляется объекту (шире — внешнему миру), что является результатом моторного опыта бегства — это реальностная полярность психики. Соответственно, экономически можно противопоставить разрядку и напряженность. Хотя на первом этапе, пока возбуждение ещё слишком мало, можно ограничиться противопоставлением удовольствия и неудовольствия. Последнее энергетически невыгодно, так как связано с раздражением, с необходимостью энергетических затрат. Наконец, биологическая полярность проявляется в выборе между активностью и пассивностью (в дальнейшем — между мужским и женским), что соответствует двум биологическим режимам: реакции и перцепции.

Подобные параллели надо проводить осторожно, потому что в смене активности на пассивность также проявляется и экономический, и реальностный аспект и т. д.

Избранные цитаты

  1. «…судьбы влечений-обращение против собственного я и превращение активности в пассивность зависят от нарциссической организации я и отмечены печатью этой фазы».

Нарциссическая организация базируется на а) отторжении объектов, б) попытки увидеть во всех объектах себя, в) любви себя во всевозможных «внешних» проявлениях. Обращение против себя — это по сути поиск объекта влечения (или его противоположности) исключительно внутри себя. Предсказуемая неудача этого поиска вызывает негативные эмоции, которые направлены (за неимением альтернативы) опять-таки на себя.

Далее, с точки зрения нарцизма, «посторонние» объекты вообще не могут воздействовать на Я. Если объект остался нагруженным влечением, то субъект уже увидел в нём себя. Следовательно, невозможно отдельно назвать такой стиль, как активно воздействие на этот объект, так как он «подобен мне». Пассивность и активность фактически уравниваются. Выбор совершается на основе экономического принципа: пассивность просто требует меньше энергии. Нарциссическая организация существенно облегчает превращение активности в поссивность, стирая грань между этими двумя залогами.

  1. «Любое влечение можно разложить на отдельные, разделенные во времени и одинаковые в рамках (любого) временного отрезка всплески, которые ведут себя по отношению друг к другу подобно последовательным извержениям лавы».

Напряжение, порождаемое влечением, должно накопиться, иначе его разрядка не принесёт ожидаемое удовольствие. С другой стороны, влечение, будучи элементом психического, содержит в себе множество связанных представлений, каждой из которых может соответствовать «своему» элементу телесного или чувственного переживания. Плюс к этому, часть этих представлений может быть вообще вытеснена. Чтобы «заявить о себе» и попасть в фокус внимания, этим представлениям тоже нужно время и определенный запас энергии. Часто извержение одного влечёт активацию другого и так далее.

  1. «Правильное начало научной деятельности состоит в описании явлений, которые затем группируются, классифицируются и вводятся во взаимосвязи. Но уже при описании нельзя не применить к материалу некоторые абстрактные идеи, которые берутся, конечно, не только из нового опыта».

Здесь Фрейд говорит о научном методе, который необходимо содержит в себе момент априорного обобщения. Это обобщение позволяет предположить наличие некоторых закономерностей, которые затем проверяются на опыте. Часто для совершения следующего обобщающего шага нужно абстрагироваться от наблюдаемых явлений и рассмотреть также то, что не наблюдается или могло бы наблюдаться.

Также важнейшим элементом любой теоретической работы является рассмотрение предельных случаев. Например, теория относительно при устремлении скорости света к бесконечности переходит в классическую механику. И естественно, что такие предельные переходы невозможно реализовать на опыте.

Кроме того, обобщения используются для построение всё более сложных моделей. В то же время, экспериментальной проверке подвергают либо относительно упрощённые модели, либо полученные на основе сложных частные решения. Теоретическое исследование абстрактно, экспериментальная проверка конкретна.

Читайте также:

Добавить комментарий